Носикова Валентина Александровна

                                                          

Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 42
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...

Раздел I. Введение в педагогическую профессию.

Тема 1.1. «Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе»

Основные понятия: профессия, специальность, педагогическая деятельность, аспект, профессиональная компетентность, профессионализм, мобильность, профессиограмма.

Роль и место педагога в век информационного развития общества.

Цель: сформировать первичные представления студентов о профессии учителя, выяснить мотив выбора педагогической профессии студентов учебной группы. Учить анализировать качества своей личности необходимые для овладение педагогической профессией. Развивать речь студентов, мышление, интерес к личности сокурсников.

Эмпирическое исследование о мотивах выбора педагогической профессии и особенности выбора учебного заведения.

Предполагаемые мотивы:

  • интерес к  предмету;
  • желание обучать данному предмету;
  • интерес к работе с детьми;
  • желание иметь образование;
  • совет родителей, учителей;
  • соблюдение династии (семейной традиции).

Понятия «профессия», «педагог», «личность».

Профессия (словарь С.И.Ожегова) – основной род занятий, трудовой деятельности.

Педагог – это специалист, занимающийся преподаванием и воспитательной работой.

? Чем отличаются понятия «преподавание» и «воспитательная работа»? (передача ЗУН, привитие нравственных качеств).

Личность – это конкретный человек, представитель определенной социальной общности, занимающийся определенным видом деятельности, имеющий свои индивидуальные особенности.

Дискуссия по вопросу «Учителями рождаются или становятся?».

Задание: составить характеристику своей личности:

«+» качества личности

«–» качества личности

 

Проанализировать «+» и «–» качества своей личности и сделать вывод о том, какие качества нужно развивать, а какие искоренять в соответствии с выбранной профессией.

 

Педагогическая деятельность, ее аспекты.

Цель: познакомить студентов с сущностью понятия «педагогическая деятельность», сформировать представление о видах и стилях педагогической деятельности. Развивать речь студентов, мышление, умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Педагогическая деятельность возникла, т.к. появилась необходимость создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения.

Работа по учебнику «Педагогика» Сластенина, стр. 24 – 26.

  1. Что такое педагогическая деятельность? Запись понятия в тетрадь, разбор его содержания (педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе).
  2. Кто осуществляет профессиональную педагогическую деятельность? (педагог)
  3. Кто осуществляет общепедагогическую деятельность? (родители, общественные организации, СМИ)
  4. Где осуществляется профессиональная педагогическая деятельность?
  5. Почему цель педагогической деятельности историческое явление? Динамическое явление?

Виды педагогической деятельности.

 

преподавание

вид специальной деятельности учителя, который направлен на управление познавательной деятельностью школьников.

воспитательная работа

педагогическая деятельность, которая направлена на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников.

Преподавание и воспитательная работа – две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Процесс воспитания невозможен без элементов обучения.

Стили педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем.

Стиль деятельности (в широком смысле слова) – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования.

В 40-е годы ХХ века К. Левин определил 3 стиля руководства, которые используют чаще всего применительно к деятельности, взаимодействию, общению.

Демократический стиль.

Позиция учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает мнения детей, поощряет самостоятельность суждений. Учитывает не только успеваемость, но и личностные качества участников.

Позиция ученика. Ученик – равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний.

Методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию.

Авторитарный стиль.

Позиция учителя. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткие контроль за выполнением предъявляемых им требований. Не учитывает мнения детей, не обосновывает свои действия перед ними.

Позиция ученика. Ученик – объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Ученик теряет активность, его силы направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний.

Методы воздействия: приказ, поучение, порицание.

Либерально-попустительский.

Позиция учителя. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность.

Позиция ученика. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

Понятие о профессиональной компетентности педагога.

Цель: сформировать представления студентов о профессиональной компетентности педагога как интегральном проявлении профессионализма. На основе организации самостоятельной познавательной деятельности познакомить с компонентами профессиональной компетентности. Развивать речь студентов, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между изученными педагогическими явлениями.

Профессиональная компетентность.

Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему решать определенного круга вопросы благодаря наличию у него специальных знаний и умений.

Педагогическая компетентность учителя – единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Понятие о профессиональной компетентности педагога как интегральном проявлении профессионализма.

! Сравнение понятий.

Компетентность = психолого-педагогические знания + специальные знания + педагогические умений.

Содержание психолого-педагогических знаний определяется государственным образовательным стандартом среднего (высшего) педагогического образования и конкретизируется в учебных планах и программах.

Специальные знания в области преподаваемой дисциплины: факты, законы, теории, определения, персоналии и т.д.

Педагогические умения – совокупность последовательных действий, способность применять имеющиеся знания в учебных ситуациях, могут автоматизироваться до навыков. Умения основываются на теоретических знаниях и направлены на решение педагогических задач.

Компоненты профессиональной компетентности.

Компоненты профессиональной компетентности:

1)профессионально-содержательный (теоретическая готовность, владение содержанием преподаваемой дисциплины, а также содержанием психолого-педагогических дисциплин),

2)профессионально-деятельностный (отбор оптимальных методов, форм и средств работы),

3)профессионально-личностный (определяет индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя).

Компоненты педагогической компетентности определяются через педагогические умения: (организация работы по учебнику «Педагогика» В.А. Сластенина, с. 43 – 53)

Содержание теоретической готовности: (фронтальная работа с комментарием)

  • аналитические умения: анализ педагогических явлений, их осмысление и формулировка задач;
  • прогностические умения: четкое представление цели, умение предвидеть результаты деятельности, что позволит правильно управлять педагогическим процессом;
  • проективные умения реализуются при разработке проекта педагогического процесса. Планирование содержания, отбор методов и форм обучения. Индивидуальная работа с учащимися для оказания своевременной помощи;
  • рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя, т.е. на осмысление и анализ своих собственных действий. Анализ причин успехов и неудач.

Содержание практической готовности: (самостоятельная работа в микрогруппах)

  • организаторские умения: мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные;
  • коммуникативные умения: перцептивные, умения педагогического общения, педагогическая техника, прикладные умения.

Практическое занятие: «Возникновение педагогической профессии».

Цель: на основе организации семинарского занятия сформировать представления студентов о возникновении педагогической профессии и ее развитии в разные исторические периоды, познакомить с ведущими педагогами, философами, внесшими вклад в становление педагогики как науки. Формировать умения студентов работать с педагогической литературой, выделять главное, существенное, грамотно оформлять свою речь. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между изученными педагогическими явлениями.

1)Основатели педагогической мысли: Сократ, Платон, Аристотель.

2)Первые школы рабовладельческого общества, древней Греции и Рима.

3)Школы в Средние века.

4)Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки.

5)Профессия учителя в –вв.

6)Система воспитания джентльмена в Англии, Дж. Локк.

7)Подготовка учителей в России.

8)М.В. Ломоносов – основатель Московского университета.

9)К.Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России.

10)Л.Н. Толстой, его школа для крестьянских детей в Ясной Поляне.

11)Педагогические идеи А.С. Макаренко

12)Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского.

Во время устных сообщений студентов, остальные фиксируют основные положения в тетрадях, оформляя записи в виде таблицы:

Исторический период,

особенности развития педагогической профессии

Педагог, философ

Направления деятельности

 

 

 

 

Непрерывное образование как необходимое условие профессионального роста и развития личности педагога.

 

Цель: сформировать пропедевтические знания студентов о непрерывности образования как основной его характеристики. Актуализировать знания студентов о системе образования в России. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между изученными педагогическими явлениями, умение грамотно оформлять свою устную речь.

Непрерывное образование как основа профессионального совершенствования личности педагога.

Непрерывность означает процесс постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. В процессе получения образования того или иного типа человек может достигать определенного уровня и качества.

Каждый уровень подтверждается государственным документом – аттестатом, справкой о прослушанных курсах в ВУЗе или дипломом о высшем образовании.

Начальное образование – фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека. Среднее образование в России в течение разных исторических эпох не имеет постоянного временного срока: 9 лет (1940-1950 г.г.), 10 лет (1950-1967, 1970-1991 г.г.), 11 лет (1967-1972, 1991-1998 г.г.), 12 лет. Среднее образование является обязательным для продолжения образования в ВУЗе (институт, академия, университет). После окончания ВУЗа возможно продолжение образования в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Концепция образования на протяжении всей жизни приобретает ключевое значение. Образование должно постоянно адаптироваться к изменениям в обществе, сохраняя при этом функцию трансляции основных достижений человечества, его ключевых духовных ценностей в индивидуальный опыт личности. Учитель постоянно должен ориентироваться на будущее, готовить учащихся для жизни в современном обществе. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные знания:

  • послевузовское образование;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • обмен опытом с коллегами, посещение семинаров;
  • осуществление исследовательской деятельности;
  • изучение новинок периодической печати.

Домашнее задание: «Непрерывное образование в моей жизни» представить в виде схемы с пояснениями.

Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала

Цель: познакомить студентов с понятиями «самообразование», «самовоспитание». Сформировать представление об образовательной траектории. Актуализировать знания студентов о структуре педагогической деятельности, системе образования в России. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между изученными педагогическими явлениями, умение грамотно оформлять свою устную речь.

Сущность понятий «самообразование» и «самовоспитание».

Самообразование – это личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность студента, учителя.

Такая деятельность включает в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной деятельности.

Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе (самопознание), правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей.

Образовательная траектория.

Образовательная траектория – возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в развитии, в получении квалификации.

Работа в микрогруппах: Составление плана самообразования на месяц.